Эксклюзив
Аванесов Вадим Сергеевич
01 июля 2020
676

Вопросы демаркации и интеграции педагогики, педагогической диагностики и педагогических измерений

Вадим Аванесов

доктор педагогических наук, профессор, 

г. Москва, testolog@mail.ru   Введение  

Педагогическая диагностика и педагогические измерения должны каким-то образом входить в состав  педагогических наук. Однако в учебниках педагогики о таких науках (теориях) существенной информации нет. До Октябрьской революции педдиагностика и педагогические измерения были в самом начале своего развития, а потому вопрос интеграции ряда педагогических наук не был актуальным. Но по мере их развития в послереволюционный период, педагогика, вопреки научной логике, вдруг сама оказалась заинтересованной в демаркации (отделении) от них. Потому что в СССР тридцатых годов вокруг прикладных педагогических наук начала складываться  напряжённая ситуация. 

Дело в том,  что педагогическую и психологическую диагностику, а также профотбор и профконсультацию тогда относили не к педагогике, а к т. н. педологии, имеющей, якобы, буржуазные корни. Педология потому и стала в 1936 г. первой жертвой партийно-государственного запрета на ряд наук, в том числе на генетику и  кибернетику. Теории педагогических и психологических измерений, называли тогда тестологией. Их тоже тогда запретили, а вместе с этим  стало осуждаться использование  психологических и педагогических тестов

На устранение такого рода заблуждений относительно реальных позитивных возможностей упомянутых наук и тестов ушло немало времени и сил [1]. 

Постепенно, со временем,  прикладные науки стали понемногу оживать и интегрироваться. А это стало второй, после демаркации, тенденцией в функционирования педагогических наук.

 

Мнимая победа

Демаркация помогла тогда педагогике самосохраниться за счёт отторжения от себя спорных прикладных направлений, что сделало её отчасти схоластичной, но всё-таки похожей на фундаментальную науку. От неё советское государство требовало разработать единый подход к обучению детей, к управлению школами и вузами, к внедрение единых уроков, с едиными учебниками и методиками. В то время как главный тренд мировой педагоги - персонализация образования.

С начала XXI века сходная тяга обновлённого руководства новой России к чему-то единому привела к созданию т.н. Единого государственного Экзамена (ЕГЭ). Примечательного тем, что в XXI веке он уже не мог стать, по-настоящему, ни единым, ни государственным, ни обычным экзаменом.

                Единым не мог стать потому что различающиеся по уровню развития контингенты испытуемых требовали, для качественных измерений, различающиеся уровней трудности заданий. Втиснуть последние в одну систему заданий (тест) нанятых государством специалистам не удавалось должным образом. 

Сама по себе форма государственных экзаменов – затея вообще спорная, не поддерживаемая, например, в большинстве стран мира. Особенно в странах с высоким мировым уровнем рейтинга вузов. Что требует постоянного поиска нестандартных и не единых методов обучения студентов и школьников. Обычные формы традиционных экзаменов главным дефектом имеют субъективность, неэкономичность и коррупционность. (Аргументы см. в работе [2] 

 

Переход единого государственного экзамена в не единый

Несмотря на требования быстротекущей жизни, в России всё ещё продолжаются называть госэкзамен единым, хотя коронавирусная пандемия в 2020 году всё-таки заставила российские власти отказаться от проведения его как выпускного школьного экзамена, и сделать его только приёмным экзаменом в вузы. То есть, превратила его в не единый экзамен. Ранее разделение единого Национального тестирования было сделано в Казахстане, вполне рациональным образом, без принудительного влияния коронавирусной инфекции. 

 

Наука  без практики мертва

На Западе педагогические и психологические измерения стали заметно утверждаться с начала XX века. Особого успеха добилась зарубежная теория профессионального отбора и классификации персонала, что означает распределение отбираемых кадров по разным специальностям [3], с учётом критерия оптимальной выгоды от такого распределения. Как утверждал ведущий специалист по применению тестов в профотборе лётного состава военной авиации США J.P. Guilford, каждый доллар, вложенный в программу профотбора во время второй мировой войны, сэкономил стране тысячу долларов [4]. Таким образом, возник эмпирически доказанный мощный экономический стимул. Для России этот стимул оказался неиспользованным в существенной мере. 

 

Возрождение педагогической диагностики 

Название «педагогическая диагностика»  в научный оборот вновь  было введено в СССР лишь после издания книги с таким же названием [5]. Первые интегративные тенденции в педагогических науках были отмечены в работе Е.А.Михайлычева [6]. Позиция объединения педагогических наук затем была усилена в работе М. М. Дудиной и Ф.Т. Хаматнурова [7], а также в трудах  многих других авторов. Аргументация была простой и понятной:  ведь педагоги должны уметь оценивать результаты своей деятельности по развитию личностного и образовательного потенциала обучающихся. А для этого необходимо владение психологическими и педагогическими методами диагностики. 

 

Неожиданные проблемы

С начала XXI века в России вместо провозглашённой необходимости модернизации образования стали закрываться множество  филиалов и вузов. Предлогом для закрытия стали государственные проверки уровня подготовленности студентов. Государством был создан ряд  дорогостоящих,   неметрических методов оценивания, таких как ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, ОСОКО и т.п.  Вначале эти методы преподносились как тестовые, но после критики их стали называть методами педагогического оценивания знаний. Такого рода практический тренд с начала 2016 г. привёл к фактической замене  теории и практики педагогических измерений методикой проведения ЕГЭ. Другой практической итог резво проведённого сокращения числа вузов и филиалов – это заметная нехватка в стране педагогических и медицинских кадров.

    

Кризис педагогики 

К тому времени начал всё отчётливее проявлять себя новации в образовании и в самой педагогике. Вместо привычной классно-урочной системы в практике массового обучения становились востребованными личностно-ориентированный и текст-ориентированный подходы,  электронные системы самостоятельного изучения школьных и вузовских учебных курсов. Пристрастие к госпроверкам знаний учащихся и студентов постепенно стало остывать по мере осознания спорности такого рода образовательной деятельности. Постепенно возникало понимание необходимости соединения обучения с научными методами контроля и самоконтроля подготовленности [8].

В такой момент и родилась новая образовательная технология квантования учебных текстов, с применением заданий в тестовой форме [9-10]. Эта технология предполагает самостоятельность  и последовательность изучения отдельных частей курса, компьютерную метризацию результатов изучения квантованных – умело разделённых на части  учебных материалов.  Это и есть главный рациональный путь к персонализации образования к России. Но в России он остаётся чиновниками всё ещё не замеченным. Картина очень знакомая, но не вдохновляющая. Да и мы к этому привычны.

 

Ключевая роль личностно-ориентированного обучения

С начала XXI века в системе российского образования начала также утверждаться новая концепция личностно-ориентированного обучения. По определению Ю.Н.Скляровой, это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. 

При реализации такого подхода процессы обучения и изучения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся. А отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования [11]. Этот же автор раскрывает,  там же, особенности личностно-ориентированных образовательных технологий.   

 

Неожиданный фактор

Неожиданно возникшая в России эпидемия коронавируса открыла глаза властей на важность разработки идей, форм и методов научно-обоснованной и эффективной диагностики - в медицине, педагогике, психологии, в работе с кадрами сферы управления, в профотборе и переподготовке педагогических кадров. От сферы образования потребовался более энергичный переход к использованию электронных форм  качественного дистанционного образования посредством социально и педагогически приемлемых форм проверки уровня и структуры подготовленности. 

 

Основные  подходы к обучению 

Методологические подходы личностно-ориентированного (персонализированного) образования кардинально отличаются от нередко используемых сейчас единых методов и подходов.  Ю.Н. Склярова выделяет такие подходы: 

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного тому или иному учащемуся. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего, ко времени, необходимому для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления учащихся (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения, на разных уровнях - базовом и вариативных. 

Дифференцированный подход — выделение групп обучаемых на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. 

Индивидуальный подход — распределение учащихся по уровням развития и подготовленности: по успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. 

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости [Там же].

 

Выводы 

Рассмотренные здесь, в сжатом изложении, вопросы истории, теории, методики и методологии, связанные с вопросами демаркации и интеграции педагогических наук, а также персонализации образовательной деятельности,  подводят к следующим выводам: 

  1. Случившаяся в истории демаркация педагогики от остальных педагогических наук принесла стране больше вреда, чем пользы. 
  2. Подмена научно-обоснованных методов педагогогических измерений и педагогической диагностики неметрическими методами типа ЕГЭ можно рассматривать как пример очередных   заблуждений, противоречащих актуальной потребности научно-обоснованной модернизации сферы образования.  

 

Литература:

  1. Аванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии.  http://viperson.ru/articles/problema-psihologicheskih-testov
  2. Аванесов в.С. Ошибочные цели - плачевные результаты (второй, расширенный вариант статьи). http://viperson.ru/articles/oshibochnyetseli-plachevnye-rezultaty-vtoroy-rasshirennyy-variant-stati  3. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. Гл.7.   Применение тестов в профессиональном отборе. М. Наука, 1982. . 199 с.   Digitized  28 jul. 2011. in California University  
  1. Там же 
  2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. Н. М. Рассказова. М.: Педагогика, 1991.
  3. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология: науч.-метод. пособие. – М.: «Народное образование», 2001.
  4. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.
  5. Аванесов В.C. Проблема соединения тестирования с обучением http://viperson.ru/articles/vadim-avanesov-problema-soedineniya-testirovaniya-s-obucheniem  
  6. Аванесов В.С. Квантование учебных текстов и использование заданий в тестовой форме – новая образовательная технология http://viperson.ru/articles/kvantovanie-uchebnyh-tekstov-i-ispolzovaniezadaniy-v-testovoy-forme-novaya-obrazovatelnaya-tehnologiya; См. также
  7. Аванесов В.С.   Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях http://viperson.ru/people/avanesov-vadimsergeevich/publications?page=2  
  8. Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7532/.

12. Аванесов В.С. Качество диагностики – первое условие победы над коронавирусом. http://viperson.ru/articles/voprosy-diagnostikikoronavirusov   

          

   

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован