07 мая 2007
6192

Игорь Семенихин: Модернизация экономики и приоритетные национальные проекты

В последние месяцы российская экономика демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Достигнутые результаты позволяют руководству страны вновь поставить вопрос об ускоренной модернизации России, необходимость в которой ощущается, может быть, острее, чем когда бы то ни было в прошлом.
Как известно, в своем историческом развитии наша страна прошла через несколько витков модернизации - начиная со времен Петра I и заканчивая советской научно- технической революцией. И каждый раз в повестку дня ставился один и тот же вопрос: догнать и (если удастся) перегнать наиболее развитые в экономическом и военно-техническом отношениях страны Запада.
И каждый раз поставленная задача, несмотря на, казалось бы, грандиозные успехи, оказывалась недовыполненной, а модернизация - незавершенной. России так и не удалось попасть в элитный клуб наиболее развитых экономик мира. Последняя неудача - крах советской модели модернизации - стоила народу особенно дорого: распада СССР с последующим многолетним кризисом, отбросившим страну на десятилетия назад.
В наши дни задача модернизации, т.е. преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между нашей страной и странами-лидерами, актуальна как никогда. Дело в том, что неравномерность развития различных государств и регионов мира в последние годы резко возросла как следствие научно-технической революции.
Группа наиболее развитых стран ("золотой миллиард") входит в период создания общества знаний, в котором наука становится основной производительной силой, а уровень развития человеческой личности - основным показателем развитости общества. В то же время большая часть человечества еще находится на индустриальной (или даже доиндустриальной - традиционной) стадии развития.
Ускорение научно-технического прогресса достигло таких темпов, что страны-аутсайдеры рискуют отстать "навсегда", т.е. лишиться шанса в исторически обозримой перспективе преодолеть свое отставание. А следствием социально-экономического отставания становится отставание военно-техническое с перспективой утраты государственного суверенитета.
Это относится и к нашей стране. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.
Сегодня перед нами стоят очень серьезные задачи. Решение этих задач - ключ к долгосрочному росту российской экономики. Среди них особое значение имеют вложения в человеческий капитал.

Ключом к росту российской экономики является создание условий для развития человеческой личности: "Талант, способности личности играют сегодня во многом определяющую роль". Именно в этом аспекте и следует рассматривать реализуемые сегодня в России приоритетные национальные проекты: "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России!". В силу остроты сложившейся в нашей стране демографической ситуации меры по преодолению демографического кризиса были также приравнены к приоритетному национальному проекту.
Масштаб этих социальных инициатив достаточно впечатляющий. Данные проекты подразумевают существенные дополнительные расходы в названных сферах - на сумму около 0,5-0,6% ВВП ежегодно. Одновременно мы проводим здесь структурные реформы. В целом расходы составляют около 9% ВВП, или 30% всех бюджетных затрат".
КАК ПОЯВИЛАСЬ сама идея приоритетных национальных проектов? Развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т.д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привели к идее проектного подхода. Сама идея была взята, строго говоря, из бизнес-опыта и доказала свою жизнеспособность на деле.
Реализация нацпроектов не означает простого, механического увеличения ассигнований на те или иные программы. Речь идет прежде всего о развитии творческого начала у граждан страны. Проявляется такая направленность, например, в сознательной ставке на лидеров, характерной для всех нацпроектов. Проект "Образование" предполагает стимулирование наиболее способных учеников и педагогов, самых продвинутых школ и вузов.
В проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" поддержку получают в первую очередь те семьи, муниципалитеты и субъекты федерации, которые готовы вкладывать в строительство жилья собственные средства.
А в проекте "Развитие АПК" предусматривается льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов, но опять-таки тех, в которые собственники готовы инвестировать капитал.
Таким образом, нацпроекты помогают выявить наиболее перспективные точки роста в соответствующих сферах народного хозяйства и, стимулируя их, добиваться общего прогресса.
Другой принципиальной особенностью программы нацпроектов является их инновационная направленность: государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютеризация всех без исключения школ, обеспечение доступа к интернету, снабжение медицинских учреждений самым передовым (прежде всего диагностическим) оборудованием, финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.
Иными словами, сверхзадачей приоритетных национальных проектов является создание в России социально-экономической инфраструктуры, адекватной требованиям новой инновационной экономики - экономики знаний. Одновременно обеспечивается общий подъем всей социальной сферы, общего уровня жизни населения, что, в свою очередь, способствует накоплению так называемого "человеческого капитала".
В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения. Соответственно и основной прирост национального богатства определяется сегодня, прежде всего, качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала.
Успешная реализация стратегии ускоренной модернизации России будет означать переход всей нашей экономической и социальной сферы в новое качество. Следствием построения в России экономики знаний и соответствующего ей общества будет резкое, в разы, повышение экономического и оборонного потенциала страны.
Только таким путем можно вернуть нашему Отечеству утраченный статус сверхдержавы и реально продвинуться в направлении многополярного мира.
Между тем , в реализацию нацпроектов все больше включается и гражданское общество, которое на себе чувствует всю их значимость. При этом, безусловно, процесс этот сложный и порой противоречивый, поскольку не все государственные и муниципальные.органы проявляют интерес к работе с общественными организациями в силу своей инертности, а то и "местечковых" интересов. Но именно полномасштабное подключение институтов гражданского общества к контролю над осуществлением нацпроектов , их инициатива и предложения могут вывести эту программу на более высокий, а главное более эффективный уровень, а также способствовать развитию демократических основ государства. государства. Ведь современное зрелое гражданское общество - это общество свободной организации. Именно гражданская активность, в конечном счете, находит выражение в участии в реализации общенациональных программ, коими и являются нацпроекты, в защите социальных прав и свобод человека.

07.05.2007
www.nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован