Эксклюзив
10 октября 2017
449

Дайджест вкладчика (Выпуск №190/537)

ПРОВЕРЬ СВОЙ БАНК

 

Новый интернет-ресурс Проверьсвойбанк.рф, запущенный Центром защиты вкладчиков и инвесторов (АНО ЗВИ), позволяет любому желающему получить аналитическую справку об интересующем его российском банке и тем самым снизить свои риски.

 

Клиенты сервиса имеют возможность получить заключения о состоянии банка по результатам финансового анализа данных официальной отчетности. Заключение будет содержать информацию об отклонениях от оптимальных значений показателей - как установленных регулятором, так и разработанных АНО ЗВИ для оценки кредитных организаций.
 

Система показателей, разработанная АНО ЗВИ, примерно в 3,5 раза чаще, чем система официальных нормативов, позволяет предположить возможную проблемную ситуацию в банке.

 

 «ЗЕНИТУ» ПРИДАДУТ ТОВАРНЫЙ ВИД

 

9.10.2017

Основной акционер банка «Зенит» — компания «Татнефть» поставила перед его новым менеджментом цель по оздоровлению бизнеса. Акционер намерен продать непрофильный банковский актив, но пока «Зенит» выглядит не слишком привлекательно для покупателей — ряд банков из топ-50 изучали его, однако дальше дело не продвинулось.

 

В конце сентября совет директоров банка «Зенит» принял решение о назначении нового предправления (им стал Олег Машталяр), а также двух его заместителей — Андрея Добрынина и Константина Рыбакова. Новой команде компания «Татнефть» (владеет 71% акций банка) поставила задачу оздоровить баланс банка. Речь идет о том, чтобы вывести банк на операционную прибыльность уже в 2018 году

 

Долгосрочная задача — продажа банка. «Для “Татнефти” банк — непрофильный актив. Однако сейчас банк никому из покупателей не интересен с учетом отрицательной рентабельности капитала, низкой процентной маржи и отсутствия внятной бизнес-модели».

«КОММЕРСАНТЪ»

https://www.kommersant.ru/doc/3433865

 

«ТАТНЕФТЬ» ОПРОВЕРГЛА ИНФОРМАЦИЮ О НАМЕРЕНИИ ПРОДАТЬ БАНК «ЗЕНИТ»

 

9.10.2017

«Татнефть», владеющая 71,87% акций банка «Зенит», опровергла информацию о намерении продать кредитную организацию, сообщили RNS в пресс-службе нефтяной компании.

 

«В настоящее время “Татнефть” не собирается продавать банковский актив “Зенит”. Напротив, все наши усилия направлены на разработку новой стратегии, предусматривающей повышение эффективности и доходности бизнеса банковской группы “Зенит”», — сказал представитель компании.

 

Ранее газета «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщила, что «акционер намерен продать непрофильный банковский актив» в долгосрочной перспективе. В ближайших планах основного акционера — вывести банк на операционную прибыльность уже в 2018 году, сообщало издание.

 

«Татнефть» напрямую контролирует 62,67% кредитной организации и 9,2% через связанные компании.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

https://rns.online/finance/Tatneft-oprovergla-informatsiyu-o-namerenii-prodat-bank-Zenit-2017-10-09/

 

ЗАДОРНОВ НЕ ИСКЛЮЧИЛ, ЧТО ЭКС-ВЛАДЕЛЬЦАМ БАНКА "ОТКРЫТИЯ" ПРИДЕТСЯ ВЕРНУТЬ ВЗЯТЫЕ КРЕДИТЫ

 

8.10.2017

Бывшим владельцам банка "Открытие", возможно, придется погасить кредиты, взятые в санируемом финансовом учреждении на приобретение активов, либо вернуть их банку. Об этом в интервью газете Financial Times заявил будущий глава правления банка Михаил Задорнов.

 

"Существует довольно серьезное смешение сделок между компанией-учредителем (группа "Открытие Холдинг") и банком "Открытие", - сказал он. "Прежним владельцам придется либо погасить кредиты по активам, либо вернуть их на баланс банка", - сообщил Задорнов, который должен возглавить кредитное учреждение в конце этого - начале следующего года.

 

При этом Задорнов заметил, что банку, вероятнее всего, придется избавиться от непрофильных активов, в том числе недвижимости и компании "Архангельскгеолдобыча", разрабатывающей месторождение алмазов в Архангельской области. В мае она была приобретена у компании "Лукойл" за $1,45 млрд.

 

"Я не думаю, что у банка будет большое желание к непрофильной деятельности, будь то добыча бриллиантов или строительство офисов", - заявил Задорнов.

 

Банк России 29 августа объявил о реализации мер по повышению финансовой устойчивости банка "ФК Открытие". ЦБ войдет в капитал банка в качестве основного инвестора и будет оказывать ему финансовую поддержку за счет созданного этим летом Фонда консолидации банковского сектора. С 30 августа в "ФК Открытие" начала работу временная администрация, которая состоит из сотрудников ЦБ и управляющей компании фонда. Банк России оценил объем средств, необходимый для докапитализации банка "ФК Открытие", в 250-400 млрд рублей.

«ТАСС»

http://tass.ru/ekonomika/4628036

 

СУД ОПРАВДАЛ БЫВШЕГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА РОСБАНКА ПО ДЕЛУ О МОШЕННИЧЕСТВЕ

 

6.10.2017

Басманный районный суд Москвы оправдал бывшего вице-президента Росбанка Тамару Поляницыну по делу о мошенничестве в особо крупном размере, сообщила РАПСИ пресс-секретарь суда Юнона Царева.

 

"Такое решение принято в связи с отсутствием в действиях Поляницыной состава преступления", — уточнила собеседница агентства.

 

Ранее сообщалось, что Поляницына и бывший председатель правления кредитной организации Владимир Голубков оказались в центре коррупционного скандала в мае 2013 года. По версии следствия, они получили 1,2 миллиона долларов США от двух предпринимателей, чья компания должна была банку 67 миллионов долларов.

 

Впоследствии газета "Ведомости" сообщала, что уголовное дело в отношении Голубкова, обвиняемого в коммерческом подкупе, было прекращено в конце 2015 года с формулировкой "за отсутствием состава преступления".

«РАПСИ»

http://rapsinews.ru/moscourts_news/20171006/280408755.html

 

ВАСИЛИЙ ТИТОВ УЙДЕТ С ПОСТА ПЕРВОГО ЗАМПРЕДА ВТБ

 

9.10.2017

Первый зампред правления ВТБ Василий Титов покидает свой пост, рассказали два источника РБК и подтвердили в пресс-службе банка. Титов, проработавший в руководстве ВТБ 15 лет, сохранит место советника главы банка Андрея Костина.

 

В пресс-службе ВТБ подтвердили уход Титова с поста первого зампреда. «Действительно, с 17 октября Василий Титов по собственному желанию перестанет исполнять обязанности первого заместителя президента — председателя правления ВТБ. Решение Василия Титова связано с его желанием сосредоточиться на общественных и спортивных проектах. Он останется работать в должности советника президента — председателя правления ВТБ и будет способствовать развитию уже объединенного банка ВТБ», — заявили РБК в пресс-службе ВТБ.

«РБК»

http://www.rbc.ru/finances/09/10/2017/59d7875b9a7947c02199ba5c

 

 

ЧИСЛО РОССИЙСКИХ БАНКОВ РЕЗКО УМЕНЬШИТСЯ

 

6.10.2017

Число банков в России может сократиться с 600 до 300 в течение ближайших четырех лет в результате чистки сектора и усиления консолидации. Такой прогноз в пятницу, 6 октября, представило международное рейтинговое агентство Fitch, сообщает Reuters.

 

По оценке агентства, для обслуживания российской экономики достаточно и 50 кредитных организаций. Но усиление доминирования госбанков может привести к росту зависимости сектора от государства, считают эксперты.

 

Fitch прогнозирует выявление новых проблемных банков. Это спровоцирует неопределенность вокруг их ликвидации или применения способов финансового оздоровления. Также продолжится отток вкладчиков, закрытие или поглощение новых кредитных организаций.

 

Новый механизм спасения банков через Фонд консолидации, введенный в нынешнем году, эффективнее действовавшей ранее системы, полагают эксперты.

 

5 октября зампред Альфа-банка Алексей Марей заявил о наличии в ЦБ конфликта интересов. «Сегодня у регулятора огромный конфликт интересов, потому что на регуляторе, особенно в последнее время, стало две шляпы: это и регулятор, и собственник», — сказал Марей.

 

Банк России начал активное оздоровление финансового сектора в 2013 году. Тогда ЦБ стал регулярно отзывать лицензии у банков. Инициатором процесса выступила назначенная тогда же на пост руководителя регулятора Эльвира Набиуллина. На 1 сентября 2017 года права на ведение банковской деятельности лишились 346 кредитных организаций.

«LENTA.RU»

https://lenta.ru/news/2017/10/06/rusbanks/

 

ЦБ ПОГРУЗИТ ФИНАНСИСТОВ НА ПЛАТФОРМУ

 

9.10.2017

ЦБ выступил с инициативой создания единой платформы-маркетплейса, которая выполняла бы одновременно функцию удаленной идентификации физлица, регистрации всех его трансакций, уведомления о них фискальных органов и финансового «супермаркета».

 

С этой идеей на форуме Finopolis 2017 6 октября выступил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Потенциальные участники — банки, некредитные финансовые организации, биржи и т. д.— смогут организовывать на ней собственные «супермаркеты» продаж финансовых продуктов. По словам господина Швецова, наиболее близким аналогом интерфейса можно считать онлайн-площадку аукционов eBay.

 

По замыслу регулятора, возможность размещать финансовые «товары» в таких «супермаркетах» сильно снизит порог входа на рынок для мелких и средних игроков, послужив развитию конкуренции. Заинтересованность финансовых организаций будет поддерживаться и тем, что маркетплейс обеспечит удаленную идентификацию пользователя с помощью уже существующей системы ЕСИА. Информацию о физлице все участники платформы будут получать независимо от того, является ли оно их клиентом или нет. Для этого внутри платформы должна работать централизованная система передачи финансовых сообщений.

 

Потребителям система предоставит не только выбор финансовых продуктов от широкого круга компаний и банков, но и дополнительные гарантии. Все финансовые трансакции потребителя будут регистрироваться в специальном репозитарии. «Запись о том, что такая-то услуга приобретена с характеристиками этой услуги, будет являться юридически достаточной для представления в интересах потребителя в суде, при омбудсмене и так далее»,— пояснил господин Швецов. Кроме того, все игроки банковского рынка будут обязаны регистрировать в системе вклады. «Для нас создание среды, где вкладчик на 100% уверен, что его вклад принят, а АСВ — что он его застраховал, очень важная вещь»,— добавил он. То же касается и полисов ОСАГО.

 

Скорее всего, платформа будет использовать технологию блокчейн и создаваться как рыночный продукт участниками рынка на их средства. Партнер Oliver Wyman Сорин Таламба предложил сформировать для этого консорциумы небольших банков, «не имеющих серьезного веса на рынке».

 

Предполагается, что обеспечивать адекватность продаж с обеих сторон будут электронные помощники. Агентом со стороны продавца выступает финансовый супермаркет, со стороны потребителя — специально обученный бот. Функция бота — адекватно распознавать потребности клиента и подбирать оптимальный набор финансовых инструментов для их удовлетворения. «Для этого придется принять определенные законодательные решения: урегулировать работу ботов-консультантов плюс ввести в законодательство понятие финансового супермаркета»,— пояснил господин Швецов. По его словам, вопрос внесения таких поправок, скорее, будет рассмотрен в весеннюю сессию Госдумы. При этом пока не решен вопрос об ответственности за инвестиционные решения, принимаемые электронными системами.

«КОММЕРСАНТЪ»

https://www.kommersant.ru/doc/3433812

 

БАНК УДАЛЯЕТСЯ ОТ КЛИЕНТОВ

 

8.10.2017

Банк России хочет перенести открытие вкладов и продажу страховых полисов в специальные интернет-супермаркеты. Именно с ними, а не с банками, будут в общем случае иметь дело клиенты. Не ошибиться им помогут боты-ассистенты. При этом все факты покупок стандартных продуктов и их параметры будут отражены в национальной системе регистрации финансовых транзакций.

 

Эту концепцию, которая на руку потребителям и ставит под угрозу доминирование крупных банков, представил первый зампред Банка России Сергей Швецов на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis. Там только началось ее обсуждение, но Швецов отметил, что у ЦБ РФ, в отличие от многих других центробанков, есть мандат на "революции сверху".

 

Госрегистрация решит проблему "забалансовых" вкладов, когда мошенники-банкиры, обходя ограничения Банка России, не отражают депозиты в отчетности, и те не подпадают под обязательное страхование вкладов. Она также обеспечит доверие к открытию вкладов в Интернете.

 

"Когда мы приобретаем (в Интернете. - Прим. ред.) музыку или фильмы, мы получаем продукт сразу и рискуем небольшими деньгами, а если я все свои сбережения разместил во вклад, не встречаясь с банком, для меня возникает вопрос, действительно ли Агентство по страхованию вкладов отдаст мне эти средства, если с банком что-то случится", - пояснил инициативу Сергей Швецов.

 

Доверенная среда дополнит удаленную идентификацию клиентов по голосу и лицу, которая позволит открывать вклады в любом банке от Калининграда до Владивостока, ни разу не посетив его офис.

 

У банков останется возможность напрямую работать с клиентами, но практика показывает, что строить свой магазин лучше там, где уже есть такие же магазины, потребитель идет именно туда, отметил первый зампред ЦБ. Даже государственные банки будут вынуждены разместиться на площадках онлайн-агрегаторов (маркетплейсах), чтобы не потерять свою долю. В итоге все сведется к отделению от производителей финансовых услуг каналов продаж.

 

Это резко усилит конкуренцию между банками за привлечение вкладчиков. Так, депозиты в пределах суммы обязательной страховки (1,4 миллиона рублей) фактически являются не продуктами конкретного банка, а единым продуктом АСВ под названием "вклад застрахованный", банки же лишь назначают разную цену на него - от 4 до 8 процентов годовых. При этом госбанки используют эффект экономии от масштаба, который в новой системе ослабнет, - им придется пожертвовать частью маржи ради конкурентных ставок.

 

Для клиентов маркетплейс будет выглядеть примерно как американская eBay со множеством магазинов внутри, предположил Сергей Швецов. Система предоставит всю необходимую информацию о клиенте, а тот получит все данные об услуге и регистрацию своей покупки по смарт-контракту - он автоматически отследит индикаторы конкретного продукта на всем его жизненном цикле (начисляемые проценты, платежи и так далее). Его актуальный статус можно будет посмотреть в личном кабинете. Выписку из реестра наделят обязательной юридической силой.

 

Разрешение на создание маркетплейсов будет давать ЦБ, сколько их возникнет - зависит от интереса инвесторов. При этом одни и те же супермаркеты смогут размещаться в нескольких маркетплейсах. Центральный регистратор будет выбран по итогам конкурса, это может быть один из депозитариев или Национальный расчетный депозитарий (имеет статус центрального. - Прим. ред.), предположил Сергей Швецов. Возможно, впрочем, что она будет построена на блокчейне, то есть будет носить распределенный характер - это дешевле, но с этим вариантом есть вопросы по защите данных. Депозитарий смарт-контрактов будет сопряжен с порталом госуслуг, налоговой службой, платежными системами и, возможно, с системой финансовых сообщений Банка России.

 

Все это пока выглядит, скорее, как фантастика, в других странах аналогичные системы разрабатываются лишь по отдельным продуктам. Однако проект не футурологический, заверил Сергей Швецов, законопроект о платформе финансовых услуг, скорее всего, будет внесен уже в весеннюю сессию Госдумы, сама платформа будет создана к концу 2018 года, рассчитывает он. Финансовые супермаркеты появятся не раньше, чем будет реализован механизм удаленной идентификации клиентов, сказал Швецов на вопрос "РГ". Предполагается, что закон о ней будет принят еще в этом году, потом какое-то время потребуется на построение единой системы идентификации и аутентификации.

«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»

https://rg.ru/2017/10/08/v-rossii-vvedut-registraciiu-depozitov-i-supermarkety-vkladov.html

 

ЦБ ГОТОВИТ «РЕВОЛЮЦИЮ СВЕРХУ»

 

9.10.2017

Для развития финансового рынка он создаст единую систему учета инвестиций россиян.

 

Мы предлагаем создать национальную систему регистрации финансовых транзакций [населения]», – рассказал в пятницу первый зампред ЦБ Сергей Швецов на форуме Finopolis-2017, добавив, что заработать она может к концу 2018 г. Все транзакции на финансовом рынке, которые совершаются населением, – вклады, пенсионные накопления и проч. – будут отражаться в одном репозитарии, объяснил Швецов. Запись о совершении сделки будет юридически значимой, добавил он, это поможет потребителям и их контрагентам отстоять свои интересы – в суде, при омбудсмене и при жалобах в ЦБ.

 

С такой системой регуляторы будут больше знать о действиях населения на финансовом рынке, смогут лучше бороться с уходом от налогов и отмыванием денег, говорит начальник аналитического департамента УК «БК «Сбережения» Сергей Суверов.

 

Идея упростит, удешевит, систематизирует работу финансовых институтов, сделает ее более прозрачной как для регулирующих органов, так и для клиентов, указывает член совета директоров НПФ «Согласие» Андрей Неверов.

 

Такая система, по сути, убивает рынок и разрушает двухуровневую банковскую систему, где на первом уровне – Центробанк, который занимается эмиссией и обеспечивает устойчивость денежно-кредитной системы, а на втором – коммерческие кредитные и финансовые организации, которые проводят и регистрируют операции с клиентами, считает топ-менеджер финансовой компании, присутствовавший на выступлении Швецова. В рамках этой единой платформы любая операция не просто видна государству, но государство само становится участником всех финансовых операций, предупреждает он. Администрировать единую систему регистрации транзакций скорее всего будет сам ЦБ (независимо от того, как будет устроена структура акционеров), полагает он, при такой модели ЦБ сам становится ответственным перед всеми потребителями финансовых услуг.

 

Желание конкурирующих финансовых институтов унифицировать формат продуктов и загнать их на единую площадку может войти в противоречие с идеологией свободного рынка, опасается гендиректор «Сколково – венчурные инвестиции» Василий Белов.

 

Появление совершенно нового игрока с непонятным правовым статусом, который с помощью специального софта (ботов) будет агрегировать информацию о клиенте, может создать дополнительные риски, связанные с утечкой конфиденциальных данных, отмечает старший юрист BGP Litigation Илья Сорокин.

 

После выступления Швецова основатель ГК «Алор» Анатолий Гавриленко задал вопрос: значит ли, что ЦБ будет определять вектор развития рынка сам, без его участников? По мнению Швецова, России не подходит стратегия саморазвивающегося рынка, так как в стране доминирует подход «революция сверху».

«ВЕДОМОСТИ»

https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/10/09/737029-tsb-revolyutsiyu

 

ОПРОС REUTERS: ЦБ В IV КВАРТАЛЕ СНИЗИТ КЛЮЧЕВУЮ СТАВКУ ДО 8%

 

6.10.2017

Возможно, в первом квартале следующего года регулятор возьмет паузу.

 

Центробанк в IV квартале 2017 года снизит ключевую ставку до 8%, но в I квартале 2018-го возьмет паузу. К такому выводу пришло большинство опрошенных Reuters аналитиков.

 

«Опрошенные Reuters эксперты отмечают, что существенное замедление фактической инфляции и пересмотр прогнозов в сторону дальнейшего ее снижения повлияли на ожидаемую экономистами траекторию смягчения политики Центрального банка РФ. Согласно консенсус-прогнозу Reuters, в четвертом квартале 2017 года регулятор сократит ключевую ставку до 8%, но в первом квартале следующего года возьмет паузу. К осторожности регулятора вынудит ожидаемый скачок инфляции. Вследствие высокой доли продовольствия в потребительской корзине текущее замедление инфляции не гарантирует отсутствия отклонения от цели», — говорится в релизе.

 

Согласно сентябрьскому макроэкономическому опросу Reuters, аналитики за последний месяц стали чуть более оптимистично смотреть на перспективы экономики РФ после публикации статистики II квартала. Медианный прогноз участников опроса по ВВП России в 2017 году был повышен до 1,8% с 1,7% в августе. В 2018 году эксперты ждут роста экономики на те же 1,8%.

 

Кроме того, аналитики дали прогноз по курсу рубля. «Экономисты в среднем оценивают курс рубля на третий — четвертый кварталы 2017 года в диапазоне 58,5—60 рублей за доллар. На конец 2018 года медианный прогноз, составленный на основании ожиданий 11 аналитиков, также располагается на уровне 60 рублей, незначительные изменения ожидаются и в конце 2019 года — 60,3 рубля, исходя из ожиданий девяти экономистов», — заключили в Reuters.

«BANKIR.RU»

http://bankir.ru/novosti/20171006/opros-reuters-tsb-v-iv-kvartale-snizit-klyuchevuyu-stavku-do-8-10131334/

 

СТОИТ ЛИ ПОМЕНЯТЬ ВКЛАД НА ОБЛИГАЦИИ: 7 ВОПРОСОВ ОБ ОФЗ

 

9.10.2017

Вanki.ru рассказывают  об инвестициях в ОФЗ.

 

ЧТО ТАКОЕ ОФЗ И ГДЕ ИХ МОЖНО КУПИТЬ? Облигации федерального займа (ОФЗ) с середины 1990-х выпускаются Минфином России. Таким способом чиновники пополняют бюджет. В этом году, например, Минфин уже разместил на Московской бирже облигации на 1,3 трлн рублей. Приобретать их имеют право как профессиональные участники – банки и брокеры, так и граждане. Достаточно открыть счет у брокера, обратиться в управляющую компанию или открыть индивидуальный инвестиционный счет. Иногда не требуется даже личного присутствия. Если у вас достаточно свободного времени и знаний, тогда вам к брокеру. Комиссии брокеров в разы ниже, чем у управляющих. ОФЗ – это очень ликвидные бумаги, сделки с ними происходят на бирже регулярно, поэтому следить за «курсом» и зарабатывать на росте цен мелкие частные инвесторы могут ничуть не хуже, чем профессионалы.

 

А ХВАТИТ ЛИ МНЕ ДЕНЕГ? Стать инвестором можно даже с тысячей рублей в кармане. Номинал большинства облигаций, обращающихся на Московской бирже, составляет всего 1 тыс. рублей. Такой же порог входа и у многих фондов, инвестирующих в ОФЗ. Но, чтобы получить более ощутимый доход, управляющие и брокеры советуют начинать с суммы в несколько десятков тысяч рублей. В этом случае можно приобрести облигации разных выпусков и диверсифицировать свои риски. Например, на случай, если стоимость какой-либо из них упадет. А если вы готовы инвестировать более внушительную сумму, то можно отдать свои средства в доверительное управление: это позволит сэкономить на комиссиях и самому принимать участие в выборе бумаг. Приятным дополнением является льготный режим налогообложения по этому инструменту. Купонный доход по ОФЗ не облагается налогом на доходы физических лиц.

 

КАКИЕ ОБЛИГАЦИИ ВЫБРАТЬ? Самое основное – решить для себя, на какой срок вы готовы вложить деньги. Если на небольшой, то лучше выбирать облигации, срок погашения которых наступит через полгода-год. Их доходность в среднем такая же, как и у «длинных» бумаг (сейчас около 8% годовых), но при этом инвестор избавлен от риска потерять вложения, если вдруг придется продавать их в момент падения рынка. Хорошей стратегией в случае покупки долгосрочных облигаций (со сроком погашения десять лет и более) будет реинвестирование полученного купонного дохода. Это позволит увеличить доходность инвестиций по аналогии с вкладом «со сложными процентами». Облигации с постоянным купоном позволяют получить более высокую доходность за счет изменения их цены, но при этом они очень чувствительны к негативным событиям в стране и мире. ОФЗ с переменным купоном, за счет наличия переменной составляющей, менее чувствительны к колебаниям процентных ставок и имеют более высокий купон. Облигации с индексацией номинала позволяют получать доходность на несколько процентов выше официального уровня инфляции и являются отличным инструментом сохранения капитала для консервативных инвесторов. В любом случае профессионалы рекомендуют составлять портфель из гособлигаций, включающий различные выпуски ОФЗ с разными сроками погашения. Это позволит защитить сбережения от возможных рыночных колебаний.

 

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ: СТОИТ ЛИ СПЕКУЛИРОВАТЬ ГОСБУМАГАМИ? Даже если просто купить ОФЗ и не совершать с ними никаких операций, то текущие ставки позволяют получить доходность выше, чем у банковских вкладов. По данным ЦБ, в конце сентября средняя максимальная ставка топ-10 российских банков по депозитам физических лиц в рублях составила 7,24%. При этом доходность вкладов в государственном Сбербанке ниже 6% годовых, а у ВТБ 24 – чуть выше 7%. Для сравнения: годовая доходность лучших фондов, инвестирующих в долговые инструменты, превышает 10–11%. Управляющие активно зарабатывают, спекулируя госбумагами на бирже. Благо рынок это позволяет делать. Например, купив в ноябре прошлого года ОФЗ со сроком погашения в 2027 году по цене 96% от номинальной стоимости, сейчас можно было бы продать ее на 5% выше номинала. В следующем году с учетом ожиданий дальнейшего снижения ЦБ ключевой ставки аналитики прогнозируют годовую доходность ОФЗ на уровне 11–12%. С другой стороны, предупреждают опрошенные Банки.ру эксперты, непрофессиональный инвестор легко может понести убытки. Поэтому лучшая стратегия – держать облигации до их погашения. Это позволит заработать на купонном доходе и в конце срока вернуть первоначально вложенные средства.

 

ЕСЛИ БАНК ЛОПНЕТ, ТО АСВ ВЕРНЕТ МНЕ ДЕНЬГИ, А ГДЕ ГАРАНТИИ, ЕСЛИ Я КУПЛЮ ОФЗ? Как и в случае с банковским вкладом, купив облигацию, вы получаете гарантированный доход в виде регулярных купонных выплат: обычно раз в полгода. В конце срока эмитент, выпустивший бумагу (в данном случае Минфин), обязан вернуть инвесторам вложенные средства. Причем независимо от рыночной стоимости ОФЗ выплаты должны рассчитываться по их номиналу. Конечно, существует вероятность, что к концу срока заемщик не сможет расплатиться по долгам в запланированную дату. Проще говоря, компания или банк заемщик заявит: «Денег нет, давайте договариваться» или объявит себя банкротом. Однако опрошенные Банки.ру аналитики считают, что риски того, что Минфин (читай: государство) по каким-то причинам не сможет расплатиться с инвесторами, сейчас минимален. В этом случае это бы означало дефолт государства и коллапс всей экономики страны.

 

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ЗАПАДНЫЕ ФОНДЫ НАЧНУТ РАСПРОДАВАТЬ РОССИЙСКИЕ БУМАГИ? Это один из основных рисков для всего российского рынка облигаций. Сейчас большое количество иностранных инвесторов приобретает гособлигации России, поскольку видят дальнейшие перспективы снижения ключевой ставки Центрального банка и, как следствие, продолжение роста цен на ОФЗ. По информации Банка России, доля иностранцев в российских госбумагах превышает 30%. По оценке управляющих и брокеров, реальная доля западных фондов и банков в ОФЗ существенно выше – около 50%, а в наиболее ликвидных выпусках она может доходить до 70%. В случае новых санкций против России все эти инвесторы, которых сейчас называют главным фактором, поддерживающим курс рубля, вынуждены будут срочно продавать активы. Это сразу же обрушит рынок – причем пострадает сразу весь фондовый рынок.

 

ИЗВЕСТНЫ ЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ИНВЕСТОРЫ В ГОСБУМАГИ ТЕРЯЛИ СВОИ ДЕНЬГИ? В конце 2014 года после обвала нефтяных цен и последовавшего резкого падения рубля Банк России принял решение о повышении ключевой ставки с 10,5% до 17%. Иностранные инвесторы начали распродавать российские активы. Все это в совокупности спровоцировало кризис на долговом рынке: котировки государственных облигаций снизились на 30–40%. В частности, стоимость длинных ОФЗ с погашением в 2028 году в начале января 2015 года упала до 60% от номинала. По оценке аналитиков инвесткомпании «Регион», в среднем потери инвесторов в рублевые гособлигации составили более 14%. В числе пострадавших оказались банки, которым пришлось прибегать к заемному финансированию в ЦБ, пенсионные фонды и частные инвесторы.

«BANKI.RU»

http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10045125

 

СБЕРБАНК ВПЕРВЫЕ ПРОДАЛ ОБЛИГАЦИИ ШИРОКОМУ КРУГУ РОЗНИЧНЫХ РОССИЙСКИХ ИНВЕСТОРОВ

 

6.10.2017

Сбербанк разместил биржевые облигации на 40 млрд рублей по ставке 8% годовых, сообщила кредитная организация. Срок обращения облигаций - три года и два месяца. 

 

"Последовательная реализация стратегии присутствия Сбербанка на российском рынке облигаций привела к значительному росту круга инвесторов. По сути, это первое рыночное размещение, где более половины спроса было обеспечено инвесторами - физическими лицами", - прокомментировал заместитель председателя правления Сбербанка Александр Морозов. По его словам, успешное размещение со значительной переподпиской раскрывает огромный потенциал этого рынка.

 

Первоначально Сбербанк планировал разместить облигации на 20 млрд рублей, но в ходе подачи заявок инвесторами банк принял решение увеличить объем размещения, а ориентир ставки купона несколько раз понижался.

 

"Размещение Сбербанка сегодня - новая веха в развитии российского рынка капитала. Не было еще таких корпоративных выпусков в России, в которых бы спрос от физлиц превысил 30 млрд рублей, и это на облигации с купоном в 8%. Сам размер выпуска в 40 млрд рублей - это почти эквивалент $700 млн. Это характеризует возросшую емкость российского рынка - ранее такой объем можно было достичь лишь на международном рынке", - сообщил ТАСС первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков.

 

Организаторами выпуска биржевых облигаций выступил Sberbank CIB совместно с Газпромбанком и Россельхозбанком.

«ТАСС»

http://tass.ru/ekonomika/4625725

 

КОЛ ВАМ В ЦЕНТР

 

9.10.2017

Компания Naumen в пятый раз провела исследование контактных центров российских банков. Теперь операторам удается решить проблему клиента при первом обращении в 97% случаев. Два года назад этот показатель составлял 62%. В какое время лучше звонить в кол-центр банка для наиболее полной консультации?

 

Чаще всего в качестве альтернативного канала (помимо кол-центра) для связи с клиентами банками используется электронная почта. Второе место в хит-параде популярности делят чат (на сайте самого банка или в соцсети) и callback (обратный звонок).

 

При этом если callback присутствует на сайте у 22% крупных российских банков, то реально работает он лишь у 19%.

 

Статистика по этому инструменту взаимодействия банков с клиентами неоднозначная. Чаще всего банки перезванивают в рамках callback, но в 26% случаев никакой реакции callback на сайтах банков не показал. То есть клиенту так и не перезвонили. Правда, в 22% случаев банк перезвонил в течение 1—3 минут, и лишь в 15% случаев обратного звонка пришлось ждать более часа.

 

С банковскими чатами (включая чат-боты) ситуация намного лучше. Несмотря на то что этот коммуникационный инструмент банки внедрили последним (а некоторые не внедрили до сих пор), у 22% исследуемых банков чат присутствует на их сайтах, а 3% кредитных учреждений могут похвастаться чат-ботом.

 

На сообщение в чате банки не ответили лишь в 10% случаев. В остальных случаях ответ от банка в чате приходил не позже чем через три минуты.

 

В рамках своего исследования компания Naumen обзвонила контактные центры (КЦ) 134 крупнейших российских банков, занимающих топовые места по размеру активов на сайте Банки.ру. В целом было сделано свыше 4 тыс. звонков (по 30 в один банк). Звонки совершались в три временных промежутка — утром, днем и вечером. Основной период обзвона пришелся на 7—14 сентября.

 

Время ожидания оператора кол-центра ограничивалось пятью минутами. Если за это время система не переключала позвонившего на живого человека, то вызов сбрасывался и звонок засчитывался как нерезультативный.

 

Из исследования видно, что 2017 год стал лучшим для банков по ряду ключевых показателей. Так, в этом году с оператором КЦ соединение в течение 20 секунд было осуществлено в 69% случаев (это самый высокий показатель за четыре года исследования). Ждать соединения в течение 90 секунд пришлось в 14% случаев, еще в 5% случаев был превышен лимит ожидания оператора — это самые низкие показатели за годы исследований. Сброс вызова произошел в 2% случаев: по сравнению с прошлым годом это некритичное изменение, которое может быть списано на статистическую погрешность.

 

В 2017 году также выровнялись временные показатели. Доступность специалиста кол-центра утром, днем и вечером составила в среднем 83% и теперь почти не варьируется в зависимости от времени суток. То же можно сказать и о качестве консультаций — в любое время суток качество консультаций стабильно показывает 97%. Таким образом, показатель FCR (First Call Resolution, или коэффициент решения проблемы клиента при первом обращении) за год вырос на 17 процентных пунктов, а за два года — на 35 п. п.

 

Как и в прошлые годы, компания Naumen разделила анализируемые банки на три категории. В первую вошли 11 банков, размер активов каждого из которых превышает 1 трлн рублей. Вторую группу составил 51 банк с размерами активов от 100 млрд до 1 трлн рублей. В третьей группе разместились 73 банка, активы каждого из которых находятся на уровне ниже 100 млрд рублей.

 

Интересно, что соединение с оператором за 90 секунд (включает в себя показатель «Соединение за 20 секунд») теперь происходит во всех группах банков с одинаковым успехом. Оперативные соединения с сотрудником за 20 секунд чаще показывают банки с меньшим размером активов. Более качественные ответы сразу на первой линии КЦ — также у третьей группы банков.

 

Чтобы «поймать» специалиста, в крупнейшие банки лучше всего звонить с 12 до 16 часов дня. Соединение пройдет быстрее, если звонить вечером. Однако проблема клиента будет решена на первой линии (то есть без переключений на другого оператора) с большей вероятностью в утренние часы — до полудня.

 

Наиболее высок шанс выйти на оператора, а не «зависнуть» в системе голосового меню в среднем по размеру банке — утром до 12:00. Но соединение при этом пройдет быстрее вечером. Получить полную консультацию у первого же оператора наиболее вероятно также до 12:00.

 

По мнению директора по маркетингу контактных центров Naumen на российском и зарубежных рынках Михаила Черешнева, FCR растет из года в год, потому что банки работают над собой, в том числе учитывая ошибки исследования.

 

Тем не менее некоторые эксперты считают результаты исследования слишком оптимистичными. Например, руководитель направления отдела развития и контроля Альфа-Банка Денис Тимошин считает, что FCR на уровне 97% — слишком высокий показатель для современных банковских реалий России.

 

«97% — это цифра из другого мира. У показателя FCR есть различные методики расчета, компании делают свои допущения.

«BANKI.RU»

http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10041593

 

РОССИЯНЕ СТАЛИ ВДВОЕ ЧАЩЕ ОПРАВДЫВАТЬ ПРОСРОЧКУ ВЫПЛАТЫ КРЕДИТОВ

 

6.10.2017

Число граждан России, считающих, что в небольшой просрочке по кредиту нет ничего страшного, выросло почти вдвое.

 

Более трети россиян (38%) уверены, что небольшая задержка платежей по кредиту не страшна, следует из сообщения аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), поступившего в РБК. Четырьмя годами раньше несвоевременный возврат одолженных у банка средств считали нормальным только 22% респондентов.

 

В отчете НАФИ отмечается, что легче всего к просрочкам относятся живущие в Москве и Санкт-Петербурге. Среди жителей столиц доля тех, кто не видит в таком повороте кредитной истории ничего страшного, достигает 55%.

 

В то же время россияне стали реже оправдывать полный отказ от возврата долга. Если в 2015 году такое поведение считали допустимым 13% респондентов, то в 2017-м только 8%. Впрочем, это все равно почти в три раза больше, чем восемь лет назад (3%).

 

«Число тех, кто считает возможным не возвращать кредит в банк, одинаково как среди текущих заемщиков, так и среди тех, у кого сейчас нет кредитных обязательств», — говорится в сообщении НАФИ.

 

Оправданием для должника, отказавшегося возвращать кредит, россияне чаще всего (48%) называют форс-мажор — потерю работы, развод, болезнь или экономический кризис. Годом раньше на форс-мажор как на оправдание неисправного должника указывали 39% респондентов.

 

Многие россияне уверены, что отказаться от уплаты долга можно в тех случаях, когда банк в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки (31%) или скрыл реальную стоимость кредита (32%).

 

Примерно каждый пятый участник опроса (18%, почти в два раза больше, чем в 2015 году) считает, что не платить может тот, кто набрал слишком много кредитов и теперь не справляется с их обслуживанием, а каждый четвертый (25%) полагает, что отказаться от уплаты долга можно и вовсе без всяких причин.

 

«Россияне, хотя и реже, но по-прежнему не понимают последствий невозврата либо задержки платежей по кредиту, что это непоправимая метка в их кредитной истории. В такой ситуации со стороны потребителей мы часто наблюдаем эффект самосохранения, когда на фоне давления сложных экономических условий люди склонны оправдывать неправомерное поведение на рынке финансовых услуг», — комментирует результаты опроса генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

 

Опрос НАФИ показал, что за последний год каждый третий россиянин оформлял или выплачивал кредит.

«РБК»

http://www.rbc.ru/finances/06/10/2017/59d77c6a9a7947babb0ed67c

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ ПОЯВИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 3 ЛЕТ

 

6.10.2017

Регулирование использования искусственного интеллекта в финансовом секторе появится в течение 3 лет, считает старший вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин. Об этом он сказал в ходе форума инновационных финансовых технологий Finopolis 2017.

 

«Думаю, что в ближайшие три года регулятор определит первые правила для искусственного интеллекта и для сложных алгоритмов в банковском бизнесе», - сказал Ведяхин.

 

По его словам, банки начнут использовать искусственный интеллект при кредитовании среднего бизнеса в течение трех лет.

«RAMBLER NEWS SERVICE»

https://rns.online/finance/Regulirovanie-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta-v-finansovom-sektore-poyavitsya-v-techenie-3-let-2017-10-06/

 

ВСКРЫВАТЬ БАНКОМАТЫ СТАЛИ ПО-НОВОМУ

 

8.10.2017

По данным Европейской ассоциации по безопасности трансакций, атаки стали более изощренными.

 

Согласно докладу, опубликованному Европейской ассоциацией по безопасности трансакций (EAST), в первом полугодии число некоторых видов атак на банкоматы в ЕС резко выросло. Речь идет о так называемых атаках типа black box, то есть подключении к банкомату устройства, взаимодействующего с его диспенсером и отдающего команду о выдаче денежных средств. Количество таких атак выросло на 307% в сравнении с первым полугодием 2016 года и составило 114 случаев. Убытки в результате этих краж выросли на 268%: с €0,41 млн до €1,51 млн.

 

В целом же число краж, осуществляемых через платежные терминалы, выросло в первом полугодии на 10% — до 11,9 тыс. случаев.

В то же время убытки от таких атак уменьшились на 29% — до €124 млн. Количество случаев скимминга — установки на терминалы и банкоматы устройств, считывающих PIN-коды и фиксирующих данные о карте,— также снизилось на 22%, до 1,2 тыс. случаев. Число физических атак на банкоматы выросло лишь на 6%, до 1,7 тыс. случаев. Убытки от физических атак снизились на 55%, до €12,2 млн.

 

ЦБ России в недавно опубликованном докладе также упоминает в числе распространенных способов атак на банкоматы атаки типа black box.

«КОММЕРСАНТЪ»

https://www.kommersant.ru/doc/3433810

 

 

«ДАЙДЖЕСТ ВКЛАДЧИКА» © подготовлен для Вас АНО «ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ВКЛАДЧИКОВ И ИНВЕСТОРОВ» по собственным материалам, публикациям СМИ и Интернета. Если у Вас появились вопросы или есть проблемы с обслуживающим банком, обращайтесь в наш Центр по тел.: 8-(800)-500-6327, по электронной почте info@zvi2015.ru или на сайт www.zvi2015.ru. Будем рады любой полезной информации, связанной с вкладчиками и банками, возможно, из Вашего личного опыта. Мы заинтересованы в сотрудничестве с журналистами и экспертами по банковской тематике, а так же с представителями банковского сообщества, властных структур, и правоохранительных органов. Информацию можно прислать на e-mail: nss@zvi2015.ru. Мы надеемся, что наш дайджест Вас заинтересует. Кроме того, Вы можете оформить бесплатную подписку на дайджест в формате .doc в разделе «Новости» (http://www.zvi2015.ru/news/list), кликнув на кнопку «Подписка на новости». При перепечатке или цитировании ссылка на дайджест или на его материалы приветствуется.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован